В школе, как мне казалось, я уже читала этот рассказ. Но недавно натолкнулась на радиоспектакль, который длится всего пару часов, и решила прослушать. Если кратко, то это очень сильная и глубокая вещь, написанная Александром по реальным событиям из его жизни. Советую прочитать этот рассказ всем, потому что он очень здорово отражает и идею русской глубинки, и ценности, и жизнь по совести.
СЮЖЕТ
Летом 1956 года "на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по ветке, что идёт к Мурому и Казани", с поезда сходит пассажир. Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.
Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для "культурного" человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его.
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Книга в первую очередь написана про глубинку. Не про тех людей, кто смотрит на власть и ждёт подачки сверху, а про тех, кто привык рассчитывать только на себя. Матрёна - живёт по совести. Не берёт лишнего, помогает за бесплатно, других не судит и себя напоказ не выставляет. Кому-то может показаться, что история уже потеряла свою актуальность, но разве можно об этом говорить в век потреблятства?
Тогда люди тащили к себе домой всё, что могли унести. Порой даже не потому, что им было это нужно, а потому, что тогда всё было в дефиците. Сейчас же люди покупают ненужные вещи почти каждый день. Одежду, которую носят по 1-2 раза. Книги и журналы, которые так и пылятся на полках. Еду, которую не успевают съесть и выбрасывают испорченной. Кто-то образ жизни Матрёны осудит, но я считаю, что пусть будет так, чем как у её соседей.
Хотя, конечно, Солженицына можно и обвинить в том, что образ Матрёны вышел уж слишком праведным. Такие люди, конечно, встречаются и по сей день, но на её фоне все остальные персонажи выглядят прямой противоположностью. Разве что тот самый Игнатич, "закадровый рассказчик", располагает к себе и поступками, и совестью в нём говорящей. Но по большей части рассказ вышел жизненным и тонким, но персонажи - выдуманными.
Хотя послевоенные годы чувствуются хорошо. Я, конечно, в ту пору не жила, но перечитала много книг про 50-е, пересмотрела массу советских фильмов. Истории Солженицына отличаются тем, что он показывает реальную картинку мира, а не то, что хотели видеть члены Партии. Именно за этого его и не любили - за правду. Во время чтения рассказа вы ни раз столкнёте с тем, как писатель ругает власть. Хотя даже не сколько ругает, сколько сетует на абсурдность некоторых решений и требований.
Повествование медленно течёт - как унылая деревенская зима. Но по чуть-чуть и урывками Александр Солженицын в лице Игнатича рассказывает нам кое-что о прошлом Матрёны Васильны. По кусочкам вы соберёте историю её жизни. Узнаете про нынешнее положение Матрёны, про её родственников, про отношения с односельчанами.
Умело передано и это деревенское наречие, на котором говорит Матрёна и некоторые из её окружения. В моих наушниках книгу читал Борис Плотников, и он блестяще справлялся и с говором, и с интонационными акцентами. Это всё позволяло нарисовать перед глазами собственную картинку происходящего: и старенькую избу, и горницу, и колченогую кошку. Даже тараканьи лапки в каше - и те представлялись.
И хоть многие говорят, что Нобелевскую премию по литературе Александр Солженицын получил исключительно за свои трудные отношения с СССР, писатель это был выдающийся. Он не боялся идти против системы, рассказывать правду. Он умеючи делился с читателем своим взглядом на то, каким должен быть мир. Коммунизм для него не был выходом, не был ключом к идеальному обществу.
Несмотря на плавное повествование рассказа, вы будете чувствовать, как перед кульминацией сгущаются тучи. И хоть я знала, чем дело закончится, т. к. уже читала рассказ в школе, всё равно переживала за происходящее. Можно долго обсуждать и развязку, и персонажей. Согласна ли я с таким финалом? Мне бы хотелось другого. Наверное, я мечтала об открытом финале, чтобы самой додумать конце истории. Но Солженицын решил по-другому. И я чувствую, что его выбор был оправдан.
Раньше мне, кстати, Солженицын очень тяжело давался. Не хватало того самого жизненного опыта, о котором я говорила в начале отзыва. А сейчас появилось желание прочитать все его работы, чем и займусь в ближайшее время. "Один день Ивана Денисовича" уже ждёт своей очереди.
Кстати, "Матрёнин двор" изначально носил название "Праведница", но редактор литературного журнала, куда Александр послал свой труд, не захотел ставить такое "поучительно-назидательное" название. А у самой Матрёны Васильны есть реальный прототип. Женщина жила в деревне во Владимирской области. И на месте Игнатича был сам Солженицын, который квартировался у неё, вернувшись из ссылки и устроившись учителем в местную школу.
Потратьте часа полтора на "Матрёнин двор". Не пожалеете! А в особенности горячо я рекомендую моноспектакль, который слушала в качестве своеобразной аудиокниги. Текст читает актёр Борис Плотников с музыкальным сопровождением - и это действительно шедевр! Послушать можно в вк, запись идёт 1 час 49 минут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий