Нам не дано знать, чего мы должны хотеть, ибо проживаем одну-единственную жизнь и не можем ни сравнить её со своими предыдущими жизнями, ни исправить её в жизнях последующих.
С этой историей я познакомилась в конце 8-го класса. Мне было 15, и я дружила с бывшим другом своего бывшего парня. Д. был старше меня на пару лет, вёл философские разговоры и, кажется, пил водку по выходным. Через месяц такого общения у меня в доме поселились Кундера и Буковски. "Невыносимую лёгкость бытия" за 3 оставшихся года в школе я перечитывала раз 5 и постоянно "впихивала" его в качестве аргумента в половину своих сочинений. А Буковски, кстати, всё ещё со мной, но о нём в другой раз.
СЮЖЕТ
Эта история рассказывает о мужчине и женщине. В конце 70-х, во время "Пражской весны", читатель знакомится с Томашом. Молодой врач имеет большой успех у женщин, чем всячески пользуется. Далее круговорот событий толкает его жениться на любящей Терезе, но прежние привычки Томаша не отпускают. Читатель окунётся и в революционные настроения Чехословакии, и в муки личного выбора, и в ту самую "невыносимую лёгкость бытия".
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Дабы избежать недоразумения, которое коснулось моей записи про эту книгу, скажу сразу, что пишу я лет через 6 после последнего прочтения "Невыносимой лёгкости бытия". Мне тогда было 19. Так что мысли и эмоции могут быть несколько отстающими относительно моего текущего возраста и состояния.
Начну с того, что я отчётливо помню, как чиркала по книге карандашом. Не считайте это неуважением, просто я люблю выписывать цитаты, а там что-то интересное было почти на каждой странице. Потом это всё тщательно переписывалось в специально отведённый блокнот. Что же, мне было 15, и я любила красивые слова :)
Данная история совершенно точно не понравится всем и каждому. Кто-то считает её затянутой, кто-то говорит, что она вообще ни о чём. Мне кажется, что её можно сравнить с картинами Малевича. Я люблю классическую музыку, балет, театр, литературу, но живопись и скульптура - это то, что меня не привлекает. Я много раз была в различных художественных музеях, но если меня там что-то и вдохновляло, то это пейзажи Левитана, Шишкина и Айвазовского. Я люблю смотреть на природу, на море - на то, что прорисовано в мельчайших деталях и точно воспроизводит действительное. Но почему в музеях висит Малевич, остаётся для меня загадкой. "Не понимаю я этот ваш авангардизм".
Но миллионы людей видят в работах Казимира Малевича глубокий смысл. Они могут часами смотреть на полотна и думать о чём-то. В этом и есть прелесть искусства - у всех и каждого есть возможность мыслить субъективно. Видеть то, что хочется. "Невыносимая лёгкость бытия" в разные моменты давала мне возможность найти то, что было важно именно тогда. Это не философский трактат, но рассуждения "о глобальном" будут. Помню, что могла открыть книгу на любой странице и начать читать.
Тогда мне казалось, что я буду считаться безумно умной, если читаю такие книги. Сейчас я думаю, что повелась на мнение человека с претензией на наличие вкуса :) Когда ты подросток, то активно поддаёшься влиянию того, кого считаешь для себя авторитетом. Не знаю, какие эмоции вызовёт у меня данная история сейчас, но в школе и на первых курсах университета она была для меня настольной книгой.
Этот труд очень на любителя, и, думаю, на нём надо ставить 18+, если ещё не поставили.
Комментариев нет:
Отправить комментарий